Новости

21 июля 2014

Есть еще и в наше время……

Не первый раз уже клуб любителей внедорожников «Диверсант» посетил просторы Монголии, их поездка приурочена к 75-летию конфликта на реке Халхин-Гол, захотелось им снова побывать на памятных местах трагических событий 1939 года, где их ждут и ждали  новые исторические находки. Дорога была в местах не легкая, можно даже сказать не проходимая, полевые условия, не только силой духа, но и мужеством нужно обладать, чтобы проделать этот путь снова и снова, ради того, чтобы приблизится к истории тех лет.

Немного из истории. Летом 1938 г. Япония вторглась на советскую территорию в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая (Манчжоу-го) и Кореи с целью захвата стратегически важного района (гряда холмов к западу от озера, включая сопки Безымянная и Заозерная) и создания непосредственной угрозы Владивостоку и Приморью в целом. Этому предшествовала развернутая Японией пропагандистская кампания по вопросу о так называемых "спорных территориях" на советско-маньчжурской границе в Приморье (линия прохождения которой была четко определена в Хунчунском протоколе 1886 г. и ни разу не ставилась под сомнение китайской стороной — ред.), которая завершилась предъявлением Советскому Союзу в июле 1938 г. категорического требования о выводе советских войск и передаче Японии всех территорий к западу от Хасана под предлогом необходимости выполнения "японских обязательств" перед Манчжоу-го.

 Бои, в которых с японской стороны были задействованы 19-я и 20-я дивизии, пехотная бригада, три пулеметных батальона, кавалерийская бригада, отдельные танковые части и до 70 самолетов, продолжались с 29 июня по 11 августа 1938 г., и закончились разгромом японской группировки.

 В мае 1939 г., также под предлогом "нерешенного территориального спора" между Монголией и Маньчжурией, японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол (Номонган). Целью нападения Японии на этот раз была попытка установить военный контроль над регионом, граничащим с Забайкальем, что представляло бы непосредственную угрозу Транссибирской железнодорожной магистрали — главной транспортной артерии, соединяющей европейскую и дальневосточную часть страны, которая в этом районе идет почти параллельно северной границе Монголии и в непосредственной близости от нее. В соответствии с заключенным в 1936 г. между СССР и МНР Соглашении о взаимопомощи, в отражении японской агрессии вместе с монгольскими принимали участие советские войска.

Военные действия в районе Халхин-Гола продолжались с мая по сентябрь 1939 г. и по своему масштабу значительно превосходили события у Хасана. Они также закончились поражением Японии, потери которой составили: около 61 тыс. человек убитыми, ранеными и взятыми в плен, 660 уничтоженных самолетов, 200 за хваченных орудий, около 400 пулеметов и более 100 автомашин (потери советско-монгольской стороны составили более 9 тыс.человек).

В этом году в составе экспедиции 22 человека — члены поискового отряда «Звезда», клуба любителей внедорожников, экстремальных путешествий, военные, общественные деятели и дети погибших сотрудников полиции. Во время поездки участники экспедиции возложили венки, встретились с ветеранами, провели раскопки на местах Баин-Цаганского сражения. Все находки участники экспедиции передали в фонды музея Дома Офицеров в Чите и музея имени Жукова в монгольском городе Чойболсан.

Автомобилисты отметили, что на всем протяжении пути от Читы, пограничного перехода, Чойбалсана и до Халхгола от всех с кем они встречались, слышали только добрые слова. За время экспедиции были подняты многочисленные вещи солдат: очки; зубная щетка; монеты; книги; осколки боевых снарядов, и многое другое, что связывает прошлое и настоящие. Не передать словами эти  впечатления от таких необычных находок.

Хочется сказать спасибо  за то, что в нашем обществе есть люди, которые не безразличны к истории наших предков. 

Комментариев нету