Без рубрики

24 апреля 2019

«Мы не просто страна. Мы – люди»

Беда в прямом смысле слова подкралась незаметно, улучив самый удобный для себя момент. Во второй половине дня в пятницу Чиндант оказался обесточенным. Шквальный ветер, оборвав провода, оставил сельчан без света и воды (насосы, качающие её, замолчали мгновенно). «Если бы воды было достаточно, мы, наверное, отстояли бы дома», – в один голос говорят чиндантцы.

  К самой верхней улице – имени Ленина, степной пал даже не подкрался, а прилетел на крыльях шквального ветра (его скорость была 28-30 м/с) в виде пылающих снарядов из сухого аргала, коих в степи великое множество. Вспыхнуло сено во дворах, ветер тут же поднял пламя на недосягаемую высоту, перенёс его на постройки и дома. Не имея возможности справиться с ним, хозяева, соседи и сельчане с других улиц принялись выгонять из пылающих построек скот, освобождать от ошейников собак, выносить из домов вещи. Но и на это стихия им не дала времени. Они успели, благодаря сотовой связи, сообщить родным и знакомым о пожаре…

Откликнулись, казалось, все. Первой волной таксисты увезли в город детей, стариков и некоторые семьи. Тут же в Чинданте оказались простые борзинцы, привёзшие воду – в бочках, бочонках, флягах, канистрах, и включившиеся в тушение вместе с пожарными расчётами и сельчанами. Очень оперативно в самом пекле оказались военнослужащие нашей бригады (как узнала на следующий день – встав плечом к плечу, именно артиллеристы отстояли один дом среди горящих).

В числе первых в село кинулись и мои мужчины – брат, муж, сыновья, ведь Чиндант – деревня нашего детства. Затаив дыхание и боясь, чтобы звонок телефона не прозвучал для них «под руку», ждала новостей. Первым вернулся брат, который вывез шестерых детей племянниц. «Кромешный ад. Горят дома на Ленина, в центре села – пожар. Из-за дыма ничего не разобрать. Дорога из села в огне. Горят столбы… Много такси в село едут. Видел «Маяк», «Максим», ещё много машин», – рассказал он. Только кое-как успели разместиться в квартире, две машины такси привезли ещё пятерых детей с их мамой и дядей. Квартира превратилась в вокзал в час пик – вещи, дети, тревога в глазах. Знакомые увезли к себе четверых…

  По телефону сыновья сообщили, что помогают тушить пожар борзинцы: «Очень много людей, работают восемь пожарных машин. Приехали руководители района. Догорают четыре дома. На центральной улице? Нет, дома не горели, отстояли всем миром. Просто при взрыве бытового газа в одном из горящих домов на Ленина, баллон, как пылающее ядро, улетел через две улицы и запалил постройки на Лазо. По всему селу люди тушат разлетающиеся головёшки, куски шифера… Мы  у сельского кладбища степь тушим. Кладбище горело, но мы справились сами».

  А по телевизору, в перерывах между сюжетами о пожарах по всему Забайкалью, реклама: «Мы не просто страна. Мы – люди. И всегда готовы помочь…». Это, действительно, про нас. Уже в субботу в селе, где ещё тушили матрасы, навоз, заливали водой из Борзянки возобновляющийся то тут, то там степной пал, работали специалисты отдела соцзащиты. В школьное фойе со всего района (при мне были южнинцы, отметившие, что у них пока всё благополучно) привозили погорельцам продукты питания, одежду, посуду, матрацы и подушки.

  В школьном кабинете на первом этаже с утра работал врач. Сельчане шли сюда постоянно. «Все на глаза жалуются, – усаживая очередного пациента на стульчик у окна, где побольше света, сказала медработник. – Оно и понятно: гарь, копоть, пыль, ветер. У всех воспалённые глаза. Хорошо, нет ожогов».

   У школы меня остановили сельчане: «Люди какие у нас! Представляешь, привезли горячую пищу погорельцам. А мы что, четыре семьи не поддержим!? Говорим борзинцам: накормите пожарных, они же вторые сутки без пищи».

  Поздно вечером, 20 апреля, энергетики, заново установив несколько сгоревших столбов, восстановили в селе электричество.

  В воскресенье, когда погода приутихла, сельчане смогли оценить произошедшее. «Сто два года назад горело наше село. Тогда люди спаслись у речки. Нынче тоже Борзянка помогла – воду брали из неё, прямо со льдом», «Людей поблагодари, борзинцев – за помощь при тушении, за продукты, что привезли позже», «А ребята-военные просто молодцы!», «Пожарные были из Борзи, даже из Читы, Новоорловска, Шерловой и нашей воинской части, были водовозка из «Благоустройства», грейдер, другие машины и тракторы», «Детей увозили в гостиницы, филиал Краснокаменского училища, кормили в «Трёх ромашках», а «маячки» возвращают сегодня всех обратно в село, бесплатно, конечно». «Сельчане не берут помощь, что в школу привезли люди – говорят, многие сёла погорели, им, возможно, нужнее». «Таксисты, что вывозили людей, молодцы, они все дома объехали, собрали не только детей, но и стариков, и больных вывезли».

   От имени моих земляков спасибо всем!

Надежда АФАНАСЬЕВА.

Фото автора

Комментариев нету