Новости

25 сентября 2014

Сергий Радонежский – святой покровитель Руси и русского народа

   Борзинский православный храм носит имя  Сергия Радонежского. И нынешний год для всех прихожан особенный – год 700-летия со дня рождения преподобного.

  Преподобный Сергий Радонежский – святой покровитель Руси и русского народа во все времена. Величайший подвижник, преобразователь монашества на Руси. Великий труженик, работавший с младых лет и до конца своих дней.  Преподобный  воплотил в себе лучшие черты национального характера русского человека, с его стремлением к созерцанию, к духовному совершенствованию, к возрастанию в вере, к внутреннему духовному росту, которое сочеталось у него с большим смирением, кротостью и трудами во славу Господа. Первый его биограф Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой родился в селе Варницы, под Ростовом Великим, в семье боярина Кирилла и его жены Марии, людей благородных и благоверных. Был их третьим младшим сыном. При рождении получил имя Варфоломей.  В мнениях ученых о дне его появления на свет существуют разночтения: от 11 июня 1313 года до 25 августа 1325 года. Русская православная церковь считает днем его рождения 3 мая 1314 год. Еще до его дня рождения с ним совершались чудеса. Однажды, когда ребенок был еще в материнской утробе, его мать была в церкви во время Божественной литургии. Она вместе с другими молящимися молча стояла в притворе, как вдруг младенец в ее утробе начал громко кричать. И так было трижды. Будущие родители обратились к иерею: что это означает? «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы», — сказал он. В возрасте семи лет Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали на обучение. Братья быстро обучились грамоте, он же отставал в учении. Печалились учителя и родители, печалился он и сам и горячо молился. Однажды в поле, где он пас скот, ему встретился старец, который сказал: « О грамоте, чадо, не скорби, с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». Так и произошло. Он изучил Священное Писание и навсегда проникся духом церкви и иноческого жития. В то время Русь, раздробленная и измученная, страдала от набегов золотой Орды.  Семья некогда богатого боярина была разорена от постоянных нашествий татар и тяжких им даней. В 1328 году Кирилл с семьей решили переселиться из Варницы в город Радонеж, куда пошли пешком (а это 60-70 км), неся свой нехитрый скарб. Перед смертью отец и мать одновременно приняли схиму в Хотьковском монастыре, где сегодня покоятся их мощи. После смерти родителей юноша Варфоломей твердо решил посвятить свою жизнь строжайшему монашеству. Он попросил Стефана помочь ему найти место пустынное. Они обошли многие леса, и полюбилось им место на холме Маковец в самой чаще глухого Радонежского бора, на берегу реки Кончуры.  Помолившись, они стали рубить лес и на своих плечах таскать бревна на выбранное место. Вскоре хижина была готова. Примерно к 1335 году они срубили небольшую деревянную церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. На месте ее теперь стоит храм. Однако, не выдержав суровых тягот аскетического существования, нужды и лишений, Стефан уехал в Москву, поселившись в Богоявленском монастыре. Варфоломей же призвал к себе игумена Митрофана и принял от него монашеских постриг под именем Сергия. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и той пустыни. Молодой монах терпениями и молитвами преодолевал все трудности своей уединенной и суровой жизни. Порой его смущали демонские козни и ужасы. В лесу к нему стаями приходили волки, выли и с ревом проходили мимо. Иногда окружали его, обнюхивали, но не трогали. Приходили и медведи. Один их них повадился ходить каждый день, но не из злобы, а чтобы взять что-нибудь на пропитание. Сергий стал оставлять ему на пне еду. Медведь брал ее и уходил. Если же не находил привычного куска, то долго стоял, озираясь и упорствуя. Сергий, отличавшийся необыкновенной добротой и к людям, и к зверям, порой сам оставался голодным, а медведя кормил. В свободное от молитв и повседневных забот дел Сергий вырезал для детишек из окрестных деревень деревянные игрушки.  По преданию, из них потом пошел знаменитый русский промысел – богородская игрушка. Все посылавшиеся ему испытания он терпел с радостью и благодарением, никогда не протестовал, не унывал в трудностях. Монахи, прослышав про его пустынную жизнь, стали приходить к нему и предлагать помощь. Но он не только не принимал ее, но и запрещал оставаться, пока не убедился в их усердии, в том, что они смогут  вынести голод, жажду, неудобства и бедность. Так вокруг Сергия собралось двенадцать монахов, каждый построил себе келью и жил, подражая Преподобному. Постепенно вместо уединенных молитв и тяжелого физического труда начали стекаться иноки со всей страны, образовав обитель, которая к 1345 году превратилась в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Троице-Сергиеву лавру. Помимо этого монастыря преподобный Сергий основал еще несколько: Благовещенский на Киржаче, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и другие. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Его ученики Савва, Ферапонт, Кирилл и другие тоже основали более сорока монастырей. А потом и ученики его учеников основали свои обители. Святой Сергий изменил строй монашеской жизни. Он впервые установил правила общежительства, создал монастырский    Устав, который запрещал монахам принимать подаяние, обязывал их жить исключительно за счет собственного труда. Сам он первым показал пример: вставал раньше всех на работу, на службе никогда к стене не прислонялся, никто его никогда не видел ни одной минуты без дела. Он или молился, или строил, или принимал страждущих. Слава его росла и крепла. В обитель потянулись не только монахи, но и люди вполне светские – от простых крестьян до бояр и князей. Митрополит Алексий, глубоко уважавший Радонежского игумена, перед своей смертью уговаривал его стать своим преемником. Однако у Сергия был свой путь, он отказался. Великий князь Дмитрий Донской накануне битвы с ордынским ханом Мамаем с глубочайшим почтением просил у него благословения. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию. Бог и Святая Троица помогут тебе!» — напутствовал его преподобный Сергий и снарядил с ним двух иноков-богатырей: Пересвета и Ослябю. Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Однажды ему явилась Божья матерь с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. 25 сентября 1392 года преподобный Сергий скончался. Через тридцать лет после его кончины были обретены его святые мощи. В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября, а также 5 июля, в день обретения мощей. Сергий завещал своим инокам «иметь страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Этот завет обращен ко всем русским людям. Православный народ верит, что Сергий сокровенно ходит по народу и взносит молитву о России.                   

 

Комментариев нету