Новости

1 июня 2022

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить,!


Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. А.Н. Сладков

В переводе с греческого «экология» — это наука о доме. Причем имеется в виду, что природа является домом не только для человека, но и для каждого живого организма, будь это животное, растение, гриб или бактерия.

Взаимоотношение человека с природой —  актуальный вопрос современности. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Поэтому в Программе воспитания , созданной на базе МДОУ «Детского сада № 126 г. Борзи» ,  одним их ведущих модулей является –экологическое воспитание. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование познавательного интереса к природе,  эмоционально-ценностного и бережного отношения  окружающему миру. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности                     Детский сад – это, то место, где малыши дошкольного возраста проводят основную часть своего дня. Детский сад становится, для многих детей, практически вторым домом, и, конечно же, хочется, чтобы он был комфортным и благоустроенным как изнутри, так и снаружи. Важное значение при изучении экологии имеет создание развивающей среды и условий — уголка природы, учебно-экологической тропы, создание коллекций растений, картотек и игр с соответствующим содержанием .      

 Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями, насекомыми и птицами. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. При этом дети знакомятся с растениями, насекомыми, птицами, местами их обитания, условиями жизни, тем самым расширяя свой кругозор, и практикуются в ориентировании. В рамках Программы воспитания в модуле по экологическому воспитанию  на 2021-2022 учебный год было запланировано ряд мероприятий : создание учебно-экологической тропы на территории детского сада, организация детско-взрослого сообщества всероссийского движения « Эколята –защитники природы», участниками которого являются не только педагоги, дети и их родители , но и социальные партнёры, разработать ряд долгосрочных экологических проектов по облагораживанию территории ДОУ, исследования природных объектов, привлечь воспитанников и коллектив ДОУ к участию в различных мероприятиях , ежегодно проводимых на муниципальном, региональном  и всероссийском уровнях:

  -Губернаторский конкурс социально значимых проектов «Во благо природы Забайкалья» в рамках региональной экологической акции «Охранять природу, значит любить Родину»;

-Всероссийский конкурс «Снежный городок Эколят».

Подход к реализации цели и задач экологического модуля Программы воспитания был постепенный. Первый этап заключался в создании творческой группы , куда входили педагоги , дети и их родители, а также социальные партнеры (ДХШ, библиотека, школа, музей, лесничество, боевое братство и др.).Затем необходимо было составить план реализации нескольких проектов параллельно («Сухой ручей», «Дом для лягушат», «Зеленый  коридор» и  др.), чтобы соединить их в дальнейшем в единый проект по созданию учебно-экологической тропы «В гостях у Феи Цветов». Изучение по справочной литературе и информационным источникам биологические особенности растений, подобранных к проекту, осуществлялось всеми участниками проекта, педагогами, родителями с привлечением детей. В течение второго, вегетативного периода, творческая группа фиксировала этапы реализации проекта посредством создания фотографий, видеоматериалов основных этапов (закладка участков для растений, посадка, работы по уходу). В начале сентября в детском саду были проведены образовательные и игровые мероприятия с целью демонстрации полученных результатов и готовых продуктов, подготовлены материалы проекта для участия в муниципально-образовательном форуме -2021 в номинации «Детский сад будущего» и губернаторском конкурсе социально-значимых проектов «Во благо природы Забайкалья». Ежегодная экологическая акция «Охранять природу –значит любить Родину» проводится под эгидой правительства Забайкальского края, министерства образования, науки и молодёжной политики, министерства природных ресурсов. В числе организаторов акции — национальный парк «Чикой», Забайкальский ботанический сад, Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К.Кузнецова, комитет образования администрации города Читы, читинский дворец детского (юношеского) творчества, читинский детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения, краевой институт развития образования, Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г.Р. Граубина,  ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Забайкальского края», Забайкальское региональное отделение Всероссийской общественной  организации «Русское географическое общество».                                                                                                               Благодаря слаженным действиям творческого  коллектива МДОУ, под руководством заведующей Волковой О.И., проект был высоко оценен жюри конкурса, получил первое место и был награжден ценным подарком от губернатора Забайкальского края. Торжественная церемония награждения проходила   в ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр», которая была приурочена к празднику «День Земли» 22 апреля. В мероприятии приняли участие около 70 человек, в числе которых: юные экологи, педагоги , организаторы региональной экологической акции и специалисты МИНприроды.

На этом творческий коллектив не остановился. Зимой 2021-2022года Детский сад стал участником Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята» ,«Эколята», «Молодые защитники Природы» и Всероссийской акции «Россия — территория Эколят — Молодых защитников Природы» и приняли участие Всероссийском конкурсе на лучший «Снежный городок Эколят». В рамках конкурса необходимо было создать городок,который должен включать в себя сделанные из снега (возможно ледяные) все сказочные герои Эколята (Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка), игровые элементы и площадки, различные снежные конструкции, домики, горки, лесенки, фигуры. Чтобы снежный городок был интересен детям и их родителям , мы решили сделать зимнюю учебно-экологическую тропу под названием «Двенадцать месяцев». Каждому сказочному  герою была отведена часть снежного городка ,где были сделаны маленькие тематические площадки с названием каждого месяца года. Елочка представляла зимние месяца, Умница-весенние , Шалун- летние, а Тихоня –осенние.  Акцентировать внимание в ледяных композициях  на региональный компонент  стало главной и основной целью проекта, чтобы воспитатели могли провести для детей интересную познавательную экскурсию, закрепить названия месяцев и заодно познакомить их с их характерными сезонными особенностями Забайкалья.

Комментариев нету