Новости

9 июля 2010

«Диверсанты» высадились на Борзянке, или «Ура!» королям бездорожья!

Любая трасса проходима! Именно такой девиз провозгласили участники клуба любителей внедорожников «Диверсант». 3 июля в нашем городе на Борзянке прошел IIIэтап кубка Забайкальского края по внедорожному спорту в г.Борзе

С 10 часов утра площадь в центре города была полна народу, все с нетерпением ожидали начала соревнований, инициированных клубом любителей внедорожников «Диверсант» совместно с Владимиром Новоселовым  и районной администрацией. В полной боевой готовности, как всегда, находились машины «скорой помощи», пожарной охраны. Для такого зрелищного мероприятия пожертвовали своим праздничным днем сотрудники ГАИ. Джипинг – явление для нас еще небывалое, потому и безумно интересное. Что будет происходить на старом русле Борзянки несведущие люди могли только догадываться и представлять себе это действо в общих чертах. Но вот ожидание вознаграждено: под восхищенные возгласы «Едут!» — на площади появляются «Тойоты», «Ниссаны», «УАЗы». Десятки машин въехали на площадь, здесь есть участники из Читы, Краснокаменска и более половины из них – борзинцы.

По большей части эти авто нельзя назвать простым словом «машина» — это по крайней мере произведения искусства! Вот зрителям предстает что-то напоминающее старый добрый «УАЗ» с гордой надписью на лобовом стекле «Скорпион». У него высокая посадка, огромные колеса, массивный кенгурятник  — машина человека, по-настоящему «больного» бездорожьем – в нем все для участия в гонках класса «Экстрим».

 На «Сурфе» укреплен кузов, установлена лебедка, посадка повыше, нежели у простого авто, но все же до «Экстрима» он не тянет — это класс «Турист». Любопытные зрители с интересом изучают наклейки и слоганы, которыми пестрят внедорожники.  Как пояснил Алексей Кастрицкий, чемпион Восточной Сибири по внедорожному спорту с позывным «Бешеный», каждая наклейка на его машине обозначает участие в том или ином соревновании. Судя по количеству наклеек, у него за плечами — не один десяток состязаний О своем боевом друге он говорит так: «Это простой УАЗ, который немного изменен в форме, на него установлены большие колеса, лебедка. Потом на нем появилась первая царапина, потом вмятина. По мере того, как моя машина проходила трассы, она менялась и внешне, и внутренне, а теперь она выглядит так, как вы видите».

Постепенно внедорожники и квадроциклы заполняют площадь, и начинается церемония открытия соревнований. После приветствия Бориса Ерковича, главы муниципального района «Борзинский район», слово передано Семену Шифрину, председателю клуба любителей внедорожников «Диверсант». «Сейчас регистрируемся, а потом организованной колонной двигаемся к месту старта. И огромная просьба к зрителям – за ограждение, так называемый «волчатник», заходить строго запрещается – это очень опасно не только для здоровья, но и для жизни!», — предупреждает он.

Город на время соревнований опустел, автомобили двигались только по федеральной трассе, уступая дорогу странной длиннющей колонне, держащей курс к старому руслу. В начале  двенадцатого, когда до старта была еще масса времени, зрители заняли самые удобные места. Время, отмеривая минуты, тянется как ленивая, сытая черепаха, неспешно переставляя лапы. Но вот оно — начало!

На поляну колонной въезжают участники соревнований, и старое русло вмиг оживает. Одни  бегут фотографироваться рядом с чудо-техникой, другие мчатся к «волчатнику»,  споря, можно здесь проехать или нет, а участники тем временем занимаются контрольным, перед заездом, осмотром техники.

Первыми выходят на соревнования машины класса «Стандарт» — серийные легковые автомобили без всяких «наворотов», т.е. такие, какими они вышли с завода, с дорожными или грязевыми шинами стандартной для автомобиля этой марки и модели размерности. Использование лебедок в этом классе  запрещено. Маршрут для них, казалось бы,  несложный – старт на побережье, небольшая протока, движение вдоль берега, поворот в небольшой болотине и назад, к старту. Там поворот на пятачке — маршрут нужно пройти пять раз и как можно быстрее, не выезжая за ограждения.

  На старте — стандартный «УАЗик». Владимир Новоселов, ответственный за проведение этого кросса и по совместительству технический комиссар, дает отмашку. Машина срывается с места, пересекает протоку, буквально пролетает вдоль берега и… застревает на повороте в болотине. Зрители изо всех сил, поддерживают гонщика бурными аплодисментами и свистом. Первого участника эвакуируют спасатели, а к старту готовится второй. Опять отмашка, и покорять трассу рванул второй внедорожник. Он легко прошел протоку, песок, удачно развернулся в грязи положенное число раз, чем и заслужил гром оваций от зрителей. После него, все участники класса «Стандарт» один за другим прошли нелегкое испытание.

Рев двигателей возвещает о том, что начинается гонка на мотоциклах, трициклах и квадроциклах  — на старте «Открытый» класс. Квадроцикл, отбросив назад песок и гальку, стартует с места.  Первый круг проходит удачно, но разворот на старте  чуть было не закончился трагедией – мотоцикл не вписался в пятачок и рухнул в реку. На этом же развороте следующий мотоциклист не справился с управлением и растянулся в грязи, однако с завидным упорством  продолжил гонку. Не остановило его и падение в реке – танки грязи не боятся.

Следующими на старт выходят автомобили класса «Турист» — серийные легковые автомобили, с дорожными или грязевыми шинами нештатной размерности до 33-х дюймов включительно. В этом классе допускается использование лебедки. Автомобили более приспособлены для бездорожья, нежели класс «Стандарт», потому что на них более укреплен каркас, выше подвеска. Для них подготовлена более сложная трасса – старт с того же побережья, но уже не через мелкую протоку. Местами глубина достигает метра, после поворота – форсирование покатого берега, потом вдоль берега, как в «Стандарте», — опять нырок в реку и по ней – до финиша. Для зачета должно быть выполнено пять кругов.

На старте — наши земляки на «Тойоте». Взрывая колесами грунт, они устремляются покорять родное, привычное бездорожье. Удачно пересекают реку, без труда берут подъем, проходят по песку, лихо разворачиваются в грязи и, проехав по ложбине, удачно финишируют. Второй круг оказался для них неудачным – они застревают на пороге. Штурман устанавливает якорь и разматывает лебедку. Именно в такие моменты особенно хорошо понимаешь, зачем рядом с водителем сидит человек, которого называют штурманом. Счастье для штурмана – это вечером поменять  совсем грязное и мокрое  на слегка испачканное и влажное – так они делятся впечатлениями между собой. Кто, как не штурман, поможет прицепить лебедку, проверит дорогу, подскажет, куда ехать. Меньше всего он думает, про испорченную одежду, мокрую обувь, главное — помочь напарнику выбраться из западни.

Ребята стараются, как могут, пытаясь преодолеть порог, но все безрезультатно, время выходит, и к ним подъезжает эвакуатор – для них гонка закончена, команду снимают с соревнований. «Туристы» проходят трассу один за другим почти без задержек. Раз за разом обламывая подъем на берег, они образовали метровый порог, который не сдался  Вахобычу – такая надпись красовалась на «Сурфе».

Пока эвакуатор вытягивал Вахобыча, на старт вышли водители машин класса «Гранд-турист» — это машины очень похожие на класс «Турист», но более приспособленные к бездорожью.

Первая машина стартует и удачно пересекает реку, но встает на том же злосчастном пороге, оставшемся после «Туристов». Здесь не помогает ни мощность двигателя, ни грязевые шины, ни лебедка – проходит две минуты, отведенные на попытки преодолеть препятствие, и за дело вновь берется эвакуатор. Такая же участь постигает и остальных «Гранд-туристов» — никто из них не смог пройти эту трассу. По решению судей, на следующий день «Гранд-туристы» проедут маршрут еще раз, только на другой трассе.

Машины самого профессионального класса «Экстрим» — это легковые (серийные и модифицированные) автомобили, имеющие одну и более лебедок и грязевые шины, в том числе тракторные, любой размерности до 42-х дюймов включительно. В этот класс могут быть отнесены специально сконструированные спортивные автомобили. Для них оборудована более сложная трасса – старт на старом месте, проезд через реку, глубина которой стараниями предшественников увеличилась с метра до полутора, поворот и въезд на берег. Трасса для «Экстрима» — более широкая. Участникам надо было подняться по порогу, проехать через кусты, потом — по побережью, преодолеть заросли и болотину и по руслу добраться до финиша.

К моменту старта жаркое солнце сменили тучи, и хлынул настоящий ливень, усложнив и без того нелегкую задачу экстремалов.  Первым стартовал «Ниссан» на мощных тракторных колесах. На первый взгляд, он не очень отличается от своих стандартных собратьев. «У этого «Ниссана» стоит очень мощный дизельный движок. Японцы очень уважают такую технику за ее силу», — пояснил Владимир Новоселов.

Обманчивое чувство, что  на трассе — машина «так себе»,  улетучивается, как только «Ниссан» легко преодолевает реку и выбирается на землю по левой стороне. Следующие круги он идет как по-накатанному – практически не замечая никаких препятствий. Окрыленный удачей, на последнем круге  водитель пытается показать настоящий класс и совершает  нелепую ошибку:  включает задний ход и въезжает в реку – все, встал! Под шквал зрительских аплодисментов штурман выпрыгивает из машины в воду, хватает «якорь» и бежит к берегу «лебедиться», т.е. крепить буксировочный трос. Потратив 12 минут,  «Ниссан» выбирается из западни и продолжает гонку.

 Следующие машины сошли с трассы, хлебнув воды в яме около старта. Последним вступил в гонку наш земляк на жутко переделанном УАЗе, огромные колеса которого намного выпирали за корпус авто, а на лобовом стекле стоял позывной — «Скорпион». Все четыре круга он шел ровно, будто по асфальту трассе и явно претендовал на первое место. Все зрители уже мысленно поздравляли его с победой в самом профессиональном классе, но на последнем круге из толпы отчетливо послышались  крики «Заезжай на берег справа!». Зачем только водитель послушал этот глупый совет? Мощный толчок в берег, что-то щелкнуло и «Скорпион» не смог взять эту высоту – отказал задний мост. Бросив бесполезные попытки забраться на берег справа, он ушел на левую сторону, но без заднего моста у «Скорпиона» просто не хватает мощности. Обидно, но для фаворита гонка закончена, первое место потеряно.

 Нестройным потоком зрители двигаются к лагерю «Диверсантов», где спустя несколько минут будет объявлено, кто достоин называться настоящим повелителем бездорожья.

Начинающийся дождь заставляет провести церемонию как можно быстрее. На поляне остаются только самые стойкие. Главный судья соревнований Семен Шифрин с борта грузовика поздравляет победителей. «Идем от простого к сложному – класс «Стандарт», — говорит он.

 

Первое место занял читинец Ю. Макушкин (MMCPajero), а вот второе и третье осталось у борзинцев – М. Бакшеев и А. Томских (УАЗ) — второе, третье у А. Бабенкина и Н. Голикова (NissanDatsun) В классе «Турист» все призы взяли читинцы: первое место у М. Кочменева и А. Мальцева (T-Hilux), второе заняли  экипаж Л. Казарин и Д. Бажул (SuzukiJimny), третье – С. Козлов и В. Шестопалов (TLC-75), девушки из Борзи – А. Новоселова и Е. Мироманова, застрявшие у порога, но отчаянно боровшиеся, получили грамоту «За волю к победе Iстепени». В классе «Экстрим» оказался только один победитель — экипаж «Ниссана» с тракторными колесами  (водитель  А. Барило и штурман П. Добровлянин). Не остались без внимания борозинцы А. и С. Былковы,  показавшие на своем  «Скорпионе» хороший результат, им вручена грамота «За волю к победе Iстепени». В «Открытом» классе так же один награжденный – краснокаменец Виталий Калюжин (Yamaha). Победителей наградили медалями, грамотами, а занявших первое место — набором инструментов. «Главное, чтобы приз был полезен. Когда человек будет ремонтировать свою технику этими инструментами, то вспомнит,  какой ценой он получил этот подарок»,- пояснил Семен Шифрин. Заезд для класса «Гранд-туризм» прошли на следующий день, там все призовые места заняли как и в «Туризме» читинцы – первое место заняли Е. Вишневский и И. Стрельцов (NissanDatsun), второе – Р. и О. Номинат (T-Hilux), третье заняли Д. Новоселов и А. Тихонов (NLC-80).

Праздник, а он получился именно таким – азартным, ярким, спортивным – закончился. К сожалению, не может наш народ обойтись без возлияний. Так и здесь каждый искал то, что хотел найти. Кого-то устраивали шашлыки, мороженое и квас, другие искали – напитки покрепче. Этот момент надо учесть организаторам на местах.

 Сразу после награждения зрители двинулись по домам, не особо заботясь о том, сколько мусора они после себя оставили. Мусорных контейнеров было мало и стояли они так «хитро», что заметить их было очень сложно. Оставшиеся «диверсанты» вооружились мешками и принялись собирать оставленный «благодарными зрителями» мусор. «Будем управляться своими силами, не бросать же здесь этот бардак», — пояснил Владимир Новоселов.  Думаю, что мероприятие надолго запомнится борзинцам, а  соответствующие службы и чиновники сделают определенные выводы – праздник получился отличным, но и организация его должна быть на более высоком уровне. («Даурская новь», Роман Зубарев, фото автора).

Комментариев нету