Новости

10 ноября 2010

Образованию и здравоохранению — повышенное внимание

   В работе консультативного совета глав муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, прошедшего 28 октября в Чите, приняли участие губернатор края Равиль Гениатулин, председатель Законодательного Собрания Степан Жиряков, заместитель председателя правительства края Александр Холмогоров, главный федеральный инспектор Баир Жамсуев, заместитель председателя правительства по социальным вопросам Наталья Жданова, заместитель руководителя министерства здравоохранения Роза Сариева, министр образования, науки и молодежной политики Константин Карасев. Обсуждались проблемы совершенствования организации оказания медицинской помощи населению и введения федеральных образовательных стандартов в образовательных учреждениях края.

    По словам заместителя руководителя министерства здравоохранения Забайкальского края Розы Сариевой, несмотря на существенные финансовые трудности, прошедший этап характеризовался улучшением современной материально-технической базы учреждений здравоохранения и внедрением современных высокотехнологичных методов лечения. В регионе введены в строй и реконструированы 40 объектов, в том числе 22 объекта в муниципальных образованиях, объем финансирования которых составил 2,5 млрд. рублей.

    В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в муниципальные образования края поставлены и введены в эксплуатацию 371 единица диагностического оборудования на общую сумму 318 млн. рублей и 149 автомобилей скорой медицинской помощи на сумму 81 млн. рублей. За весь период реализации национального проекта «Здоровье» в край поступило свыше 4,5 млрд. рублей. В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» произошли позитивные изменения в демографической ситуации как по РФ, так и по краю. В период с 2000 по 2009 годы удалось снизить материнскую смертность в пять раз.

    Роза Сариева отметила, что в течение последних четырех лет министерство здравоохранения ежедневно проводит мониторинг токсикологической ситуации на территории края. По мнению заместителя руководителя министерства здравоохранения, для повышения эффективности деятельности системы здравоохранения необходимо сбалансировать объемы оказания амбулаторной, скорой и стационарной медицинской помощи; оптимизировать кадровый состав работников учреждений здравоохранения; ускорить переход на одноканальное финансирование медицинских организаций с сохранением бюджетного финансирования учреждений здравоохранения к 2013 году; обеспечить повсеместное применение стандартов оказания медицинской помощи; развивать государственно-частное партнерство; обеспечить расширение самостоятельности бюджетных учреждений и создать условия для расширения других организационно-правовых форм организаций здравоохранения; повсеместно обеспечить внедрение единых информационных технологий для учета объемов и стоимости оказания медицинской помощи.

    Министр образования, науки и молодежной политики Константин Карасев рассказал о внедрении государственных образовательных стандартов на территории региона. По словам Константина Карасева, краевым министерством образования проведена тщательная работа для полного информирования глав муниципалитетов о проблемах введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательных учреждениях Забайкальского края. ФГОС нового поколения — принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты стандартов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, определяя «чему учить», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни, от материально-технического обеспечения до содержания обучающих курсов. Мероприятия по строительству (реконструкции) школьных зданий реализуются в рамках краевой инвестиционной программы по капитальному строительству.

    В целях экспериментальной отработки нового содержания образования, подходов, технологий в 75 школах края с 1 сентября 2009 года начался эксперимент по апробации новых стандартов в первых классах. Предварительные расчеты по итогам мониторинга показали, что для достижения требуемой оснащенности только в первых и вторых классах, участвующих в экспериментальной апробации ФГОС, требуется дополнительное выделение в 2010 году 28 млн. рублей. В 2011 году при вхождении в новые стандарты уже всех первых классов и продолжении эксперимента во 2-х и 3-х классах понадобится дополнительно еще порядка 155 млн. рублей, в 2012 году — 374 млн., в 2013 — 510 млн. рублей. Расчеты показывают, что для оснащения учебным оборудованием школ в соответствии с требованиями ФГОС в ближайшие 3-5 лет понадобится около 2,4 млрд. рублей. Следует отметить, что в настоящее время ряд школ не имеют лицензию на право образовательной деятельности и в любое время могут быть закрыты. Кроме того, школа, не имеющая лицензии, не может быть аккредитована и, соответственно, не имеет права выдачи своим выпускникам аттестатов. Между тем, проблемы кадрового обеспечения школ известны: это нехватка и старение педагогических кадров, недостаточный уровень образования и квалификации педагогов, низкий уровень заработной платы, социальная незащищенность молодых специалистов. Хотя в ряде территорий и уделяется достаточно внимания проблемам педагогов, предоставляется жилье молодым специалистам, выплачиваются подъемные пособия, повышаются разряды.

    Опыт 84 экспериментальных школ в проекте комплексной модернизации образования показывает, что для введения оплаты труда учителей, ориентированной на результат, фонда стимулирования в размере 5 проц. недостаточно, необходимо как минимум 20 проц., что требует дополнительно 528 млн. рублей фонда оплаты. Наряду с увеличением заработной платы педагогам необходимо в комплексе решать все задачи по повышению социального статуса учителя, престижа учительской профессии.

    По итогам рассмотрения вопроса о проблемах введения ФГОС в образовательных учреждениях края главам муниципальных образований было рекомендовано: обеспечить подготовку к переходу образовательных учреждений на ФГОС в сентябре 2011 года; рассмотреть возможность выделения дополнительных финансовых средств на приведение зданий и сооружений образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями; организовать ежеквартальный мониторинг выполнения ежеквартальных программ на 2011-2015 годы по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; обеспечить эффективную работу методических служб по сопровождению подготовки и внедрения ФГОС.

 

Подготовила Оксана Бянкина.

Комментариев нету