Новости

16 ноября 2010

Джиппинг идет на восток!

4 ноября в Краснокаменске, в местечке, которые местные называют «дачным карьером», прошли соревнования по джип-спринту, в котором приняли участие джиперы из Читы (клуб «Диверсант»), Борзи (клуб «Сапсан») и Краснокаменска, пока еще не основавшие своего клуба.

    Соревнования организовывали «всем миром» любители внедорожников при поддержке клубов «Сапсан» и «Диверсант», городской администрации Краснокаменска  и муниципального учреждения культуры и спорта «Краснокаменский культурно-спортивный центр». После оформления всех разрешительных бумаг участники выдвинулись к точке сбора для решения практических вопросов на месте.

По ухабам – на соревнования

    Выехали мы в Краснокаменск часов в 11 утра на двух машинах, но пошли почему-то не по привычному пути – через село Красный Великан, а через Цаган-Олуй и село Ковыли. На вопрос: «Почему такой маршрут?» — получил от директора «Сапсана» Александра Коврикова («Биджо») ответ: «Так ближе! А то, что здесь дороги практически нет, – так на то мы и внедорожники!».

    Дорога, действительно, была не ахти какая, угадывалась только трасса на Кондуй, а после отворота на Ковыли она вовсе исчезла – яма на яме и сплошная грязь. Посмотрели б на наши «дороги» те, кто с экранов телевизоров и со страниц газет вещает, что Россия у нас развивается и поднимается!

    В деревнях местные жители с удивлением разглядывали ярко раскрашенные авто, в их глазах читалось явное недоумение: «Кто такие? Куда едут? Наверное, охотники». И, видимо, согласившись с последним утверждением, успокоенные, они снова принимались за свои дела. Путь, вопреки моим сомнениям, прошел совершенно без эксцессов, если не считать постоянную тряску. Попрыгав несколько часов по ухабам, но не забывая при этом фотографировать великолепнейшую природу нашего края (и как удалось сделать при этом приличные снимки!?), подъехали к Краснокаменску.

    В городе, перекусив чем бог послал (вернее, тем, что в ближайшем кафе было), вместе с краснокаменцами отправились к «дачным карьерам» осматривать место проведения соревнований. Задача стояла непростая – надо так проложить маршрут,  чтоб было и интересно, и трудно, и чтобы зрители могли гонку видеть, не выходя за ограждения. Пока проверяли трассу, «посадили» первопроходцев — «Ниву» и «Ниссан-Датсун» («Шурика»). «Шурик» отделался легко, а вот «Нива», «поймав» булыжник, который природа коварно замаскировала травой, повредила ходовую, потом еще и в грязи завязла. Хотели проложить трассу по льду, но засомневались: а не утонет ли? Мнения по этому поводу разделились – одни утверждали, что здесь мелко, другие – что глубоко. Решили проверить: принесли ломик, начали долбить лед. После нескольких ударов лом ушел почти полностью под воду. Алексей Градов, штурман «Шурика», долбивший полынью, держа лом за самый его конец, посмотрел с удивлением на остальных: «А он до дна-то не достает!». Решили было переместиться ближе к берегу, но и в полуметре была та же картина. От греха подальше и во избежание затопления машин и (не дай бог!) зрителей решили это место окончательно оставить в покое.

    Пока не стемнело, осматривали трассу, примерялись — куда бы и как бы, но в конце концов решили дождаться Семена Шифрина из «Диверсантов», чтобы он посмотрел предполагаемую трассу и подсказал, если что не так – опыта у него больше в этом деле. 

Вместе мы — сила!

    А пока надо было поставить машины в боксы АТП, заодно смыть с техники пыль и грязь, которая налипла за сотни километров пути. Отмыв технику и вдосталь насмотревшись на шикарную обстановку предприятия, перебрались в гаражи Андрея Каткова, одного из местных инициаторов ралли, чтобы за разговорами о предстоящих соревнованиях вместе отремонтировать пострадавшую «Ниву». Вечер поздний, магазины закрыты, а запчастей, как и должно быть «по закону подлости», не хватает. Однако эту проблему решили довольно быстро – Андрей договорился с директором одного из магазинов автозапчастей, и парни отправились за «гранатой» для ходовой.

    В конце концов общими усилиями «Ниву» починили и выгнали из бокса — совсем скоро ее место займет другая техника: экипаж из Читы с позывным «Зеленый» был уже на въезде в Краснокаменск, и их УАЗ срочно требовал ремонта…

    После осмотра «Зеленого» стало ясно — сломался опорный ролик, ремень не натягивается, снова нужны запчасти. На помощь опять пришел директор магазина. Но тут техника решила поиздеваться над людьми — запчасти не подходят. Оно и понятно, ведь движок-то там «не родной», а от «Хантера», и отечественные запчасти с заграничной техникой сходиться не хотят. Но выход все же нашли, причем некоторые из ремонтников были просто в шоке от такого поворота событий — ремешок от «легендарной» «Лады-Калины» пришелся впору «Хантеру». «Теперь у нас «УАЗ-Калина»!» — рассмеялся пилот «Зеленого». В общем, все сложилось как нельзя лучше. Чуть позже подоспел «отец и прародитель» «Диверсантов» — Семен Шифрин. Поговорили о предстоящем сложном дне и поехали отсыпаться перед основным действом.

Эх, прокачу!

    Утром, основательно позавтракав, выехали на трассу. Семен, внимательно осмотрев местность, одобрил пару препятствий, а вот остальное — отверг. В итоге маршрут изменился почти полностью. Разметив трассу для ралли, двигаем на площадь города, где будет проходить регистрация участников.

    Колонна внедорожников привлекает к себе внимание всех попавшихся на пути горожан. Зрелище действительно красивое, и не потратить на его обозрение хотя бы несколько минут — просто грех. Въезжаем на площадь как раз к началу митинга, посвященного Дню народного единства. Народу много. Кто-то увлекся представлением на сцене, кто-то рассматривает машины, фотографируется на их фоне, общается с участниками заезда. Для многих это было в новинку, ведь в Краснокаменске подобное ралли  еще не проходило. Устраивали одно время уличные гонки («драг-рейсинг») в районе аэропорта, но они не прижились.

    Среди потрепанных бездорожьем машин стоит новенькая «Хонда C-RV», как выяснилось позже – решили попробовать свои силы коллеги-экстремалы из краснокаменской газеты «Слава труду». Пилотом выступил водитель редакции, штурманом — один из корреспондентов, чтобы на себе испытать драйв бездорожья. «А может быть, даже и выиграем», — осторожно говорит он мне. Однако при взгляде на эту «гламурную» машинку закрадывается подозрение, что она не проедет и круга. Но кто знает – случаются же иногда чудеса…

    Ближе к 14 часам выдвигаемся на трассу, где после приветствия, напоминания зрителям о мерах безопасности (к слову, горожан, пришедших посмотреть ралли, было очень много) состоялась жеребьевка, осмотр трассы для «Стандарта» – и, наконец, началось!

    Всего в соревнованиях принимают участие 18 экипажей, соревнования проходят в двух классах – «Стандарт» (машины без всяческих изменений) и «Турист» (немного модифицированы). Правила просты: что для «стандарта», что для «туриста» — проехать пять кругов как можно быстрее, за сбитое ограждение дается штрафная минута. Если участник застрял и в течение пяти минут не выбрался, то он снимается с соревнований. В этом случае без эвакуатора не обойтись. Эвакуатором выступает экипаж «Шурика».

    Дорога для «стандарта» была довольно простой – небольшой подъем да пара луж. Первый участник — «Круз Арт» (Краснокаменск) довольно легко проходит трассу, восхищению зрителей просто нет предела. Самые отчаянные лезут за ограждения, но быстренько оттесняются сотрудниками милиции и спортсменами-каратистами, которые по просьбе местных джиперов помогали блюсти порядок. Под вторым номером пошла та самая «Нива» из Краснокаменска, которая торила трассу. Шли ребята хорошо, но уже перед самым финишем отказывает рулевое управление – правое колесо вообще не поворачивает. Но несмотря на это, парни докатываются до финиша.

    Дальше все, кто выходит на трассу, увязают во второй луже. После проезда пары участников лужа превратилось в месиво, и преодолеть это препятствие было сложно. «Хонда C-RV» от редакции газеты «Слава труду» завязла, не проехав и одного круга. Мои сомнения подтвердились. Все же эта машина не для нашего бездорожья, хоть и красуется на ней знак — «4WD», но со старым, добрым уазиком ее явно не сравнить. На помощь пришел экипаж «Шурика». «Охотники» (экипаж из Краснокаменска) вышли шестыми, заездились  и потеряли счет кругам – когда нужно было выходить на финиш, вдохновенно пошли еще на один круг.

    Всего в классе «Стандарт» выступило 12 экипажей. После того как чуть ли не весь «Стандарт» завяз во второй луже, она стала представлять нечто, и для «туристов» это место стало очень даже «веселым».

    Маршрут для «туриста» получился посложнее – подъем круче, луже стали глубже, грязи больше. А правила такие же, как и у «Стандарта», но можно было при необходимости пользоваться лебедкой. В соревнованиях этого класса участвовало шесть экипажей — более подготовленные машины и более опытные водители. Некоторые автомобили из-за наклеек, «говоривших», что экипаж участвовал в том или ином соревновании, походили на чемоданы туристов. По поводу этого джиперы шутят: если наклейки отодрать, то машина развалится — только на них и держится!

    Ребята из Краснокаменска — все те же «Охотники» — решили ехать и в «Туризме». На трассе машина «хлебнула» водицы и заглючила «лебеда», но несмотря на это, до финиша они доехали. «Зеленый» из Читы трассу прошел вальяжно, спокойно, сразу видно — не раз уже через грязь и перевалы ходил. Профессионал, одним словом. «Пятнистый» из Борзи шел рисково — зрители порой даже отворачивались, когда он спускался с горки – так страшно было! «Шурик», опять же из Борзи, по жребию стартовал четвертым, дважды «лебедился», а на третьем круге сбил вешку. «Вахобыч» (Борзя), по жребию — пятый, шел красиво, на первом круге так влетел на горку, зацепив днищем камни, что зрители только и могли выдохнуть: «Ах!». Пару раз лебедка отвязывалась, но штурман Катерина не зевала, она не растерялась и когда «Вахобыч» застрял. В итоге бешеный успех,  даже автографы попросили! «Бак» из Читы так легко и изящно прошел трассу, что зрители были в восторге. Вроде бы и машина, как игрушка, а вон как вышло!

    Эту трассу прошли почти все экипажи, участвовавшие и в «Стандарте», и в «Туристе»,  кроме «Аллигатора» – машина у них оказалась недостаточно мощной.

    И, наконец, подведение итогов и награждение победителей. Класс «Стандарт»: 1 место — «Круз Арт» (Краснокаменск), 2 – «Бак» (Чита, «Диверсант»), 3 – «Охотники» (Краснокаменск). Класс «Туризм»:  1 место – «Бак» (Чита, «Диверсант»), 2 – «Зеленый» (Чита, «Диверсант»), 3 – «Шурик» (Борзя, «Сапсан»). Грамоты достались всем, а некоторым – и призы.  Отмечу, что призы были хорошие – телевизор, сертификат на покупку масла и другой мелочи в автомагазине на сумму три тыс. руб. и многое другое.

Жизнь клубная

    Закончилось все уже вечером, когда солнце пыталось стремительно спрятаться за горизонтом. Некоторые экипажи стали собираться домой,  но основная часть внедорожников осталась в Краснокаменске — было еще время пообщаться с местными автолюбителями, поделиться опытом, подремонтировать технику. Как сказал Александр Ковриков, директор борзинского клуба любителей внедорожников «Сапсан», цель поездки заключалась в том, чтобы «продвигать» этот вид спорта. «Диверсанты» принесли эту идею борзинцам, 3 июля устроив у нас ралли. Владимир Новоселов, который уже давно является активным членом клуба «Диверсант», решил нести идею дальше и стал инициатором создания «Сапсана». Покорять бездорожье — это ведь лучше, чем слоняться без дела и заниматься чер-те чем», — говорит Александр.

    «Сапсан» был официально основан 25 июля, и с тех пор клуб живет одним слаженным организмом: здесь есть и администратор сайта, и начальник штаба, и директор. Каждый знает свою часть работы и четко выполняет ее. Несмотря на то, что здесь объединились люди разных социальных слоев и политических взглядов — от начальника до простого слесаря, от коммунистов до «единороссов», – все они чувствуют себя одной командой. Сейчас в «Сапсан» входят порядка 20 человек и вливаются новые члены.

    «Новичок перед вступлением в клуб должен пройти испытательный срок, показать себя, а уж потом мы его принимаем. Это делается для того, чтобы не было большого отсева», — говорит директор клуба. Сапсановцы не лихачат на дорогах, обязательно соблюдают все правила дорожного движения и пр. Путешествуют джиперы организованной колонной. Главное здесь – всегда быть готовым оказать помощь товарищу. В общем, их девиз: «Один за всех и все за одного». Так везде — и на дороге, и в клубной жизни, даже, как говорит Александр, геральдику и название клуба придумывали сообща, «Сапсаны» — степные соколы: «Ну прямо про нас!».

    За время своего существования «Сапсаны» уже успели устроить троффи-рейд на Алтагачан, где восстановили памятник, побывали на кубке Восточной Сибири, съездили в Агинск на кубок Забайкальского края. «Планируем поездить по местам декабристов — святым местам нашего края, по просьбе администрации района собираемся помочь охотникам в отстреле волков. В общем, планы — далеко идущие!» — говорит Александр.

    Краснокаменск – один из рубежей — пройден! Теперь стоит хорошо отдохнуть, ведь на следующий день нужно будет пройти сотни километров ям, колдобин и грязи по пути, который ведет домой.

Роман ЗУБАРЕВ.

Фото автора.

Комментариев нету