Новости

5 июня 2016

6 июня в России отмечается Пушкинский день России — день рождения Пушкина.

Пушкинский день России раньше, в советское время, назывался Пушкинским праздником поэзии.
Пушкинский день России отмечается с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации "О 200-летии со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и установлении Пушкинского дня России".

Пушкинский день России, традиционно отмечаемый в день рождения Александра Сергеевича Пушкина 6 июня (по новому стилю) — важнейшая дата в истории русской культуры и литературы, а для Всероссийского музея Александра Сергеевича Пушкина, первого пушкинского музея России, он имеет особое значение, напоминая обществу о том, что означает творческое наследие Пушкина для Петербурга, России, для мировой культуры в целом.

Гений Александра Сергеевича Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. Он явился основателем качественно нового, классического искусства, сравнимого лишь с лучшими образцами мировой эстетики.

Пушкин Александр Сергеевич родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. Родился в Москве в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Умер 10 февраля 1837 года в Петербурге. Александр Сергеевич Пушкин — русский писатель, основатель новой русской литературы.

Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни Александр Сергеевич Пушкин, освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, стремительно прошёл несколько литературных эпох — от условных художественных систем 18 в. к развитому реализму, воссоздающему жизнь в её неисчерпаемой многосторонности. Язык Александра Сергеевича Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Художественные открытия Пушкина определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры 19-20 вв.

Величайший лирик, Александр Сергеевич Пушкин создал обращенную к реальному многообразию жизни "поэзию действительности", где лирический субъект в процессе своего индивидуального переживания созерцает и познаёт общую жизнь мира и в мире — себя. Пушкин создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художественными законами и языком, вид русской литературы, призванный в эмпирическом "быте" распознавать и вскрывать черты исторического "бытия". Он положил начало почти всем современным жанрам прозы — от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести, указал в своих произведениях, планах и набросках направления дальнейшего движения прозы. Драматургия Пушкина, сценическая история которой бедна удачами, тем не менее своим философским пафосом и психологической глубиной оказала на русскую литературу влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения Александра Сергеевича Пушкина на драму и театр сыграли важную роль в становлении русской школы сценического реализма.

В основе открытий Пушкина — его реалистический метод: изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных исторических, национальных и индивидуальных проявлениях — изучение, которое Александр Сергеевич Пушкин определял как "глубокое, добросовестное исследование истины", анализ "вечных противуречий существенности", составляющих движущую силу жизненного процесса. Этот метод, в котором конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, сообщает слову Пушкина неисчерпаемую многогранность, обеспечиваемую многосторонними контекстными связями, а его произведениям — "вечную современность" и глубочайшую многозначность, воплощённую в художественной форме неповторимо гармонического совершенства, сжатости и красоты. Этот метод также позволяет Пушкину поэтически воссоздавать черты любой эпохи и культуры, демонстрируя беспрецедентную в истории "всемирную отзывчивость" (Ф. М. Достоевский). Метод Пушкина служит также основой его концепции личности как полноправного действующего лица большой человеческой истории, свободного в своих проявлениях и ответственного за них. Здесь корни гуманизма Александра Сергеевича Пушкина, его гражданственности и нравственной высоты, которые вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историзмом утверждены им в качестве главной традиции русской литературы как "совести общества" и одной из великих мировых литератур.

Значение Александра Сергеевича Пушкина в истории передовой русской журналистики, публицистики и литературной критики огромно, в частности им впервые поставлен вопрос о литературной критике как науке, об анализе литературных произведений в его целостности. Велика заслуга Пушкина в формировании подлинно научной историографии, опирающейся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей исторического процесса. Мысли и суждения, содержащиеся в художественных произведениях и др. работах Александра Сергеевича Пушкина, имеют непреходящее философское, эстетическое и нравственное значение.

Сколь трудны бы ни были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.

 Произведения Александра Сергеевича Пушкина переведены на все языки мира. Пушкиноведение — одна из фундаментальных отраслей русской литературной наук. Тома Пушкина есть практически в каждой российской семье.

 

Статья защищена законом об авторских и смежных правах, женский сайт www.inmoment.ru.

Комментариев нету