Борзинский район привольно раскинулся среди бескрайних степей, где в прежние времена паслись тучные отары овец. Теперь эти отары заметно поредели, т. к. мутная волна рыночной экономики буквально смыла колхозы и совхозы, а вместо них кое-где осели чабанские стоянки, находящиеся в личных владениях. Чабанская работа никогда не была легкой, а потому ею занимаются те, у кого буквально в крови любовь к своей земле, и профессиональные навыки передаются как семейное дело
Есть чабаны и в селе Южное Борзинского района, которые берут сельскохозяйственные земли в аренду для того, чтобы пасти на них овец. Сегодня это, по сути, единственный финансовый ручеек в виде налогов, наполняющий скудный бюджет сельского поселения «Южное». Впрочем, та же невеселая картина и в соседних селах – Ключевском, Хада-Булаке, Чинданте и других.
Клуб на семи ветрах
Село Южное ничем не отличается от других поселений Борзинского района. Деревянные дома вытянулись по струнке вдоль автомобильной дороги, и небольшой их выводок расположился неподалеку. Рядом с селом – железная дорога, которая в наше непростое время дает работу селянам, особенно молодежи. В этом южнинцам повезло, потому что в некоторых иных селах, удаленных от железной дороги, работы практически нет.
— У нас раньше с работой было легче. Был совхоз «Харанорский», где работало почти все взрослое население села. Кроме заработной платы, людям давали зерно, мясо и другие натуральные продукты. Это было хорошим подспорьем для населения. И личное подворье содержать было выгодно. К тому же вокруг села – хороший травостой. Даже в засушливое лето селяне накашивали много сена,- поделилась в разговоре со мной глава поселения «Южное» Надежда Козловская.
– А теперь, как совхоз обанкротился, спасает от безработицы в основном железная дорога. Молодые ребята, отслужив в армии, устраиваются работать монтерами пути, осмотрщиками вагонов и по другим востребованным специальностям.
Надежда Геннадьевна уже много лет работает в этой хлопотливой должности, а потому все насущные проблемы своего села знает досконально. Главная из них – безденежье. Глава поселения посетовала, что поступления в бюджет идут в основном за счет налогов арендаторов из личных хозяйств, а этого не достаточно для решения множества проблем. По словам Козловской, несколько лет назад у них в селе временно обосновалась строительная организация из Новосибирска, которая отчисляла поселению налоги за аренду земли. Это позволяло как-то сводить концы с концами. К примеру, отремонтировали сельский клуб, своевременно оплачивали стоимость угля, которым отапливали печи в здании поселковой администрации.
Но теперь за уголь платить нечем, а на носу – новый отопительный сезон. Но Надежду Геннадьевну больше волнует другая наболевшая проблема. Обычно на осень приходится пожароопасный период, а в казне поселения нет денег на приобретение противопожарных средств и оплату работ по тушению пожаров. Необходимо провести опашку земель вокруг села, чтобы степной пожар не перекинулся на него. Козловская постоянно пишет отношения в районную администрацию по данному поводу с просьбой о выделении средств для решения этой острой проблемы. Но денег пока нет – и районная казна почти пуста. Деньги, которые поступают в районный бюджет, в первую очередь направляют на заработную плату бюджетникам и подготовку к осенне-зимнему отопительному сезону.
— Вспоминаю весенние пожары, бушевавшие вокруг нашего села, и мне до сих пор становится страшно от того, что оно могло сгореть дотла. Ведь огонь был в километре от села, и люди в панике собирали вещи, чтобы покинуть это опасное место. Но, слава Богу, все обошлось. И сейчас мы надеемся на дождливую осень, которая будет лучшим противостоянием пожарам. Когда нет денег, остается надеяться только на милость природы.
Хотя в наше кризисное время, как говорится, не до зрелищ, был бы хлеб насущный, но у Надежды Геннадьевны болит душа и за культурную жизнь на селе. Помещение Дома культуры в Южном досталось в наследство от местного летнего кафе, построенного из ДСП. Тонкие стены в холодное время года абсолютно не держат тепла, а потому приходится пользоваться мощными обогревателями в совокупности с батареями отопления. Даже ремонт окон клубу не помог, и пластиковые окна играют на его хрупких стенах некую эстетическую роль.
Тем не менее, директор Дома культуры Валентина Алтобасова ведет культурно-просветительскую работу среди населения с присущими ей энтузиазмом и профессионализмом. Зарплата у нее мизерная, как и у других культработников, но Валентина Егоровна вкладывает душу в любимое дело, стараясь скрасить серые будни своих земляков. В клубе работают кружки по интересам для детей даже в зимнее время. Сельские ребятишки охотно занимаются в них, как, впрочем, и любят читать книжки из местной библиотеки. Жаль, что ее книжный фонд давно не обновлялся по той же причине – нет денег на приобретение новых книг.
По словам Н. Козловской, Валентина Егоровна неоднократно обращалась в районный комитет культуры с просьбой построить новое здание Дома культуры, или хотя бы утеплить его, но там тоже лишь разводят руками – нет денег. В местной школе тоже давно не было капитального ремонта. Ветхие рамы в окнах держатся, как говорится, на честном слове. У директора школы нет средств даже на оконное стекло, а потому в компьютерном классе окна затянуты пленкой. Районный Роспотребнадзор не раз штрафовал директора за эти нарушения, но денег на ремонт школы по-прежнему нет.
Несмотря на все сложности, жизнь в селе продолжается. А Надежда Геннадьевна продолжает держать все насущные сельские проблемы на своих хрупких плечах, как глава поселения. Благо, что у нее есть немало добровольных помощников, которые также заинтересованы в том, чтобы в селе открыли детский сад и хлебопекарню, чтобы построили новый Дом культуры. Главное, что люди верят в то, что когда-нибудь эти проблемы будут решены положительно. Хотя и скептически воспринимают жители щедрые посулы разных кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ, которые несколько раз уже наведывались в село. Селяне по извечной деревенской привычке надеются лишь на себя. Сегодня село Южное ждет перемен к лучшему. Как и все Забайкалье, как вся страна. Ведь не раз уже переживали мы разного рода кризисы. Переживем и этот.
Военные ушли – работы не стало
Село Чиндант находится по соседству с Южным. Здесь тоже по-деревенски уютно, и время тянется неторопливо, как стадо коров ранним утром шествует на пастбище. Когда-то жить в этом селе было престижно, т. к. рядом стояла летная часть, и все мужское население работало на аэродроме. Заработки были по тем временам неплохие, позволяя деревенским семьям жить достойно, да и личное подворье было неплохим подспорьем.
Но военные уже давно ушли из этих мест, а потому главам семейств приходится работать вахтовым методом, уезжая в другие районы или даже регионы. Молодежь здесь тоже не задерживается. Местная юная поросль взрослеет рано, потому что в 14 лет ей приходится покидать родное село, завершив неполное среднее образование. В сельской школе – только 9 классов, и те, кто хочет получить полное среднее образование, уезжают в Борзю или соседние села.
Здесь, как и в Южном, проблем – выше крыши. Но, в отличие от соседей, в Чинданте есть детский сад, который, правда, уже давно ждет капитального ремонта. Кроме того, в этом дошкольном учреждении есть серьезные проблемы с отоплением, из-за чего зимой в нем холодно. Зарплата у воспитателей небольшая, чуть более 10 тысяч, а хлопот немало. Но работу свою они исполняют хорошо, и детям комфортно и интересно в своем втором доме. Воспитатели занимаются с ними по специальным развивающим программам, ведут подготовку к школе.
В чиндантской школе тоже давно не было капитального ремонта, как и в котельной, отапливающей ее. Каждый отопительный сезон здесь приравнивается к чрезвычайной ситуации – не только по техническим причинам, но и из-за хронического отсутствия денег на приобретение угля. Давняя мечта учителей и школьников – теплый туалет в здании школы, которая также пока остается мечтой. Туалет – на улице и в холодное время года детям не очень комфортно посещать его, особенно малышам. К тому же эти перебежки из школы к месту общего пользования по морозу оборачивается для ребятишек простудными заболеваниями.
Это, некогда многолюдное, село постепенно приходит в запустение. Его жители уезжают за лучшей долей в другие российские регионы. Да и как можно здесь жить, практически не имея работы, постоянной транспортной связи даже с районным центром? В селе остаются лишь те, кому некуда ехать, да древние старики. И все-таки чиндантцы надеются на поддержку власти, как местной, так и краевой, а потому самые стойкие из них продолжают жить в родных местах.
Автор: Надежда Гуменюк
674600, Забайкальский край, город Борзя, ул.Ленина, 37,
тел. (30233) 3-13-31
Эл. почта pochta@borzya.e-zab.ru
© 2017 Администрация муниципального района «Борзинский район»
Комментариев нету