Новости

20 сентября 2010

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в Борзинском районе: опыт, реалии, перспективы.

    Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области образования определено концепцией модернизации общего образования  (2001-2010 гг.), приоритетными направлениями развития российского образования, федеральной целевой программой «Развитие образования» (2006-2010 гг.), приоритетным национальным проектом «Образование» (2006-2010 гг.), концепцией модернизации общего образования (2001-2010 гг.), приоритетными направлениями развития российского образования и приоритетным национальным проектом  «Образование» (2006-2010 гг.).

    Модернизированная страна – это не та страна, где есть хорошие школы, больницы, детские сады, а та, где нет плохих. Национальная инициатива «Наша новая школа» – это не создание эксклюзивных образцов, современной должна стать массовая школа.

    Система образования, по словам Президента Дмитрия Медведева,  в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа.

    Главные вопросы дня сегодняшнего образования: какие препятствия, риски на пути реализации направлений «Наша новая школа» существуют на муниципальном уровне и что делать с системами, в которых есть слабые  школы, т.е. учреждения, дающие низкие результаты, системы, находящиеся в трудной ситуации?

    Необходимо отметить, что в последнее время усиливается расслоение уровня образования в муниципальных районах по всем направлениям: материально-техническая база, обеспеченность кадрами и, как следствие, страдает качество образовательных услуг. Концентрация школ, находящихся в трудной ситуации,  усиливается. Особенно критическая ситуация — в дотационных районах.

    Основными направлениями развития общего образования надо считать переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школ. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и совершенным будет  общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому национальная инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего общества.

                                                                                                                                                               

    Большинство образовательных учреждений требуют капитального ремонта. 181 школа в Забайкальском крае  (а это 31%  от общего их числа) нуждается в капитальном ремонте. Для того чтобы привести эти здания в соответствие, потребуется 2,5 млрд. рублей.

    Привести все школы в состояние, отвечающее современным требованиям, это значит: привести в соответствие температурный режим, наладить водоснабжение и канализацию, благоустроить территории, оборудовать аварийные выходы и пожарную сигнализацию, сделать действующей охрану, позаботиться о безопасной электропроводке, оборудовать школьные столовые и организовать горячее питание, иметь лицензированный медицинский кабинет и компьютеры по нормативу, как и свободное программное обеспечение, создать специализированные кабинеты физики, химии, биологии, иметь карты по географии, истории, обустроить спортивные залы, оборудовать территории для занятий легкой атлетикой, обеспечить школы кадрами и программами профильного обучения, как и предпрофильной подготовки.

    Лишь 15 школ  нашего края соответствуют  современным проектам, в Борзинском районе таких школ нет. По типовым проектам 60-80-ых годов в Забайкалье было построено 364 школы, в нашем районе – 17, еще четыре школы построены по индивидуальным проектам (в крае — 157) и пять школ до сих пор занимают приспособленные помещения (в крае – 84). Из десяти дошкольных образовательных учреждений района девять построены по проектам второй половины прошлого столетия и одно находится в приспособленном помещении.

    Остается слабой и оснащенность школ учебным оборудованием. В течение четырех лет реализации ПНПО Борзинский район получил 12 комплектов учебных кабинетов по предметам: русский язык (один), география (пять), биология (два), химия (два), физика (один), естествознание (один). Оснащенность учебного процесса в начальных классах выше среднего значения по краю (30,1%) в Могойтуйском (73,8), Агинском (64,0), Борзинском (46,7), Шилкинском (45,9), Дульдургинском (45,0) и других районах. Оснащенность ниже 25% отмечается в Чернышевском, Борзинском, Красночикойском, Балейском, Карымском районах по четырем предметам.

    Перед управлением образования и школьными коллективами стоят задачи: приведение школьных пищеблоков и организации питания в соответствие с нормативными требованиями; создание специализированных предприятий школьного питания в городе и рабочем поселке; передача питания на аутсорсинг. Управление предлагает  с участием структур здравоохранения,  социальной защиты, общественных и профессиональных организаций создать в районе модуль.  Школы здоровья, функционирующей как Центр содействия сохранности здоровья в пилотном формате с обязательной региональной поддержкой.

  Образование выпускника школы — ориентир для проектирования процесса, результата, главный инструмент развития школы, педагогического коллектива, муниципального и регионального образования.

  Интегративное поле модели «Наша новая школа» предполагает изменения в содержании образования, детской и взрослой общности, статусе учителя,  инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности, культуре управления преобразованиями: от экспериментальных площадок — к инновационным образовательным учреждениям. Главный механизм — выстроенная система управления изменениями на уровне региона, муниципалитета и школы. Любую инициативу «Нашей новой школы» должна поддержать власть на местах.

  Задачи образования на 2010-2011 учебный год:

  1. Продолжить разработку нормативно-правовой базы реализации национальной инициативы «Наша новая школа», уделив особое внимание внедрению новых финансово-экономических механизмов в деятельность образовательных учреждений, расширению их самостоятельности и совершенствованию общественно-государственного участия в управлении образованием, ускорить разработку проекта закона, определяющего полный переход общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование с 2012 года.

  2. Организовать работу по реализации федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.

  3. Муниципалитету обеспечить реализацию комплекса мер по финансовой поддержке образования муниципального района для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  4. В 2010-2011 учебном году утвердить комплексную программу по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», включая подпрограммы по развитию современной школьной инфраструктуры.

  5. Муниципалитету обеспечить финансирование для обновления компьютерного парка, довести до норматива, обеспечив ежегодное обновление на 20 проц.

  6. Управлению образования, руководителям школ организовать бесперебойную работу Интернета, развитие ресурсных центров, дистанционных форм образования для создания единой электронной среды.

  7. Образовательным учреждениям продолжить безусловное вхождение в электронный мониторинг КПМО и перевод данных Регистра качества в электронную форму.

  8. Образовательным учреждениям в целях систематизации работы по созданию здоровьесберегающей среды в каждом образовательном учреждении начать апробацию паспорта здоровья школьника с 1 сентября 2011 года. Продолжить работу по совершенствованию школьного питания, обеспечить ежегодное обновление технологического оборудования на 20%  и довести к  2015 году до нормативных требований, продолжить муниципальные конкурсы «Лучшая школьная столовая», «Лучший медицинский кабинет».

  9.  Муниципалитету, управлению образования продолжить работу по развитию сети образовательных учреждений, включая расширение видового разнообразия, развития сети образовательных учреждений и создания условий для поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

  10. Методическим службам внести кардинальные изменения в систему повышения квалификации педагогических кадров, обеспечить научное сопровождение образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

  11. Управлению образования, руководителям образовательных учреждений, методическим службам Борзинского района обеспечить организаторскую работу по переходу на новый порядок аттестации руководителей и педагогических работников с 1 января 2011 года.

  12. Создать реальный резерв руководящих кадров, клуб молодых руководителей ОУ в муниципальном районе.

  13. Органам местного самоуправления обеспечить комплекс мер социальной поддержки учительства, учредить ежегодные муниципальные гранты лучшим работникам образования.

  14. Администрации муниципального района «Борзинский район», управлению образования, общеобразовательным школам, методическим службам обеспечить переход на ФГОС нового поколения в соответствии с графиком, утвержденным Минобрнауки РФ.

  Предлагаю не забывать правило трех «НЕ»: не отчаивайтесь, не впадайте в панику, не опускайте руки! Мы — дети и внуки поколения победителей – героев Великой Победы! Дерзайте! Дорогу осилит идущий!

Наталья Федоренко,

начальник управления образования  

муниципального района  «Борзинский район».

Комментариев нету